Теракты в Париже. Почему взрываются бомбы?
Интересно, замечательно, просто великолепно устроен наш совершенный мир, а также умы некоторых, многих из нас. Когда случились теракты в Париже, весь мир в священном ужасе, почти также как когда были уничтожены башни-близнецы в США, принялся в унисон голосить: ах, какая трагедия, ах, как они посмели, ах, какой терроризм.
Лидеры разных стран наперегонки бросились выражать свои глубочайшие соболезнования. СМИ захлебнулись от многочисленных репортажей, где корреспонденты с встревоженными лицами также недоумевали, соболезновали и строили разные версии. Обычные люди чесали затылки и недоумевали. Что же, громко выраженные эмпатия и сопереживание у нас всегда ценились дороже, чем все причинно-следственные связи вместе взятые.
А я, бесчувственный и сухой, как не знающий дождя такыр Сахары, вот подумал: да, погибли мирные люди, да непоправимая трагедия, да катастрофа — насильственная смерть гражданских лиц — ужасна, но какого рожна так неподдельно возмущаться и недоумевать, а? Что произошло-то, чего предвидеть и предсказать мы были не в состоянии?
Значит, мы особо не недоумевали и особо не возмущались, не предвидели, когда западная коалиция ради сомнительной демократии и скромно замолченных интересов в клочки рвала Афганистан, Ирак, Сирию, Ливию. Значит, это не Франция на протяжении десятилетий посылала свои войска в Магреб — сначала в Алжир и Марокко, потом в Мавританию и другие страны Африки. Значит, сотни тысяч гражданских афганцев, иракцев и сирийцев не были за здраво живешь погублены теми самыми просвещенными французами, британцами и американцами, чтобы мы теперь искренне возмущались, недоуменно поднимали брови и руки к небу, сочувствовали и соболезновали: да как так могло случиться, что на священной земле Руссо и Дидро начали взрываться бомбы?
В природе все не только целесообразно, но и закономерно, логично, с божественной и вселенской точки зрения: сегодня ты сожрал одного — завтра другой сожрет тебя, сегодня ты кинул бомбу там — завтра подкинут бомбу тебе домой. Все логично, все потрясающе справедливо, даже если и смертоносно — и как бы мы не возмущались.
Тысячи, десятки, сотни тысяч дочерей и сыновей тех, кто погиб вчера ради демократии и справедливости, глядя на руины и пыль родных домов, сегодня, особо не разбираясь, берут Калашниковы и обматывают себя шахидскими поясами, чтобы, недалеко глядя и недолго рассуждая, отомстить цивилизованному обидчику. Зуб за зуб, око за око. И это тоже логично и закономерно, как бы мы ни возмущались. Справедливо, как справедлив сам цивилизованный закон джунглей — пусть и меня взорвут, если я ошибаюсь.
Когда случилось 9.11 и в пыль рухнул Всемирный торговый центр, показалось, что рухнул весь мир: вести войны по всему миру, убивая при этом заодно тысячи невинных, кажется само собой, а вот чтобы ахнуло в доме у верховной власти и высшего разума, кажется чем-то небывалым. Вся справедливость мира, демократия и цивилизация были растоптаны и попраны: я вместе со всеми причитал, как такое могло случиться. А потом я задумался, а чего мы так пищим и возмущаемся, на самом деле? Значит, годами воевать, убивая кого надо и не надо, по всему миру устраивая хаос, просвещенному и цивилизованному Западу позволено, а как получить в ответ по зубам у себя дома — так нас бросает в священную оторопь?
Вдумайтесь, что за годы войны в одном только Ираке, по самым скромным оценкам, погибло больше миллиона гражданских — детей, женщин и стариков, в том числе от рук «несущих туда мир». Гибло вчера, гибнет сегодня, будет гибнуть завтра.
Французы, как и британцы, и американцы, привыкли десятилетиями жировать, в том числе за счет тех, кому они несут «мир». И не стоит в благородном порыве торопиться возмущаться и выкрикивать «Je suis Charlie — je suis Paris», когда в парижских departments раздаются выстрелы и взрывы. Надо ведь и ум иметь, чтобы элементарно понимать и предвидеть: да, смерть мирных граждан — это ужасно. Но кто сказал, что только мирных французских, американских, российских граждан?