Эволюция обуви - 5. Когда появились первые каблуки и платформы?

С тех пор, как наши предки распрямились, и встали на две ноги, человечество не покидает желание сделать себя ещё выше. Способ для этого ровно один — увеличение высоты обуви за счёт платформы и каблуков. Котурны

История первой в мире платформы берёт своё начало в древнегреческом театре. В 5 в. до н.э. драматург Эсхил не только изобрёл жанр трагедии, но и ввёл много других театральных новшеств — декорации, летательные машины, маски и котурны.

Котурнами называли сандалии, к которым крепились очень высокие пробковые подошвы. В результате актёр как бы оказывался на пьедестале, становился заметнее и величественней. Но были и недостатки — чтобы не рухнуть с таких подошв, приходилось передвигаться по сцене, опираясь на трость.

Впоследствии появится и крылатое выражение — «встал на котурны», характеризующее напыщенного глупца, принимающего театральную позу и поглядывающего на всех свысока. Чопины (цокколи) «Г, а м л е т (актёрам):Вас ли я вижу, барышня моя? Царица небесная, вы на целый венецианский каблук залетели в небо с нашей последней встречи!».(В. Шекспир «Гамлет»)

То, что в переводе Б. Пастернака стало «венецианским каблуком», в оригинале звучит как «chopine».

На самом деле чоппины, или цокколи (копытца), были, скорее, не каблуками, а платформами. Точнее — неким подобием деревянных калош с платформами.

Своей популярности чоппины обязаны венецианским дамам XIV века, которые стали надевать их, выходя на грязные средневековые улицы. Таким образом, женщины убивали сразу двух зайцев: защищали дорогие мягкие тапочки и увеличивали свой рост. В желании стать выше удержу не знали — высота чоппинов порою доходила до 50 см, поэтому экстремальные модницы ходили в сопровождении служанок.

Противников у этой чудной обуви хватало. Врачи писали, что из-за частых падений с чоппинов резко возросло число выкидышей. А католическая церковь объявила такую обувь символом распутства. И надо сказать, не без оснований: чоппины-цокколи так полюбили куртизанки, что само слово «zoccola» стало означать в Италии девиц лёгкого поведения.

В начале XVII века эта обувь вышла из моды. Её место занял каблук… Каблук «Людовик»

Каблуки в обуви использовались ещё задолго до правления французского «короля-Солнца» — как мужчинами, так и женщинами. На древнеегипетских фресках можно увидеть, что прототип каблуков носила местная знать ещё в IV тысячелетии до н.э. Но широкое распространение этот элемент обуви получил благодаря азиатским всадникам, которым каблук помогал прочно закреплять ногу в стременах.

Женские каблуки долгое время были невысокими. Пока в 1533 году большая модница и интриганка Екатерина Медичи не решила увеличить высоту своих свадебных туфель аж до 5 см.

Однако по-настоящему резкий подъём пятки над носком ввёл в моду именно Людовик XIV. Ростом он был невелик (160 см), поэтому каблук пришёлся как нельзя кстати. Непосредственное отношение к этому новшеству имел придворный сапожник короля по имени Николя Лестаж. В 1660 году он начинает шить для Людовика обувь, высота каблука которой достигает 10 см. Несмотря на это каблук «Людовик» — сужающийся в центре, расширяющийся книзу и расположенный точно под пяткой — до сих пор считается одним из самых эргономичных.

Лестаж за свои достижения (в число которых входили сапоги без единого шва!) получил дворянство, а весь французский двор вслед за Людовиком встал на каблуки (конечно, они были поскромнее и пониже, чем у блистательного монарха). Особенно эффектными считались белые туфли с каблуком красного цвета (красный каблук стал привилегией высшей знати).

Хотя каблуки носили и дамы, какое-то время эта деталь обуви считалась символом мужественности, а не женственности.

Настоящий прорыв в истории женского каблука совершила фаворитка следующего Людовика — 15-го, известная как маркиза де Помпадур. Её каблуки были немного ниже мужских, но при этом тоньше и изящнее.

Мужчины тут же оценили нововведение, потому что женщина, шествующая на каблуках, приобретала соблазнительную осанку — её прелести начинали выпирать как спереди, так и сзади.

А тут ещё наступила эпоха рококо, и подол женских платьев впервые за много веков приподнялся до щиколоток. Наконец-то дамы могли похвастаться и ножкой, и обувью.

Так как одним из канонов женской красоты была крохотная ступня, в XVIII веке появляется особый вид каблука — «голубиная лапка». Он сильно вгибался внутрь и зрительно делал ножку меньше.

В течение всего «галантного века» высота женского каблука набирала высоту, достигая иногда 20 см! Женщины подобно балеринам буквально ходили на кончиках пальцев и, чтобы не упасть, опирались на трость.Ну, а чтобы верх обуви не задирался, пришлось сделать ещё одно открытие — изобрести обувной язычок.

Модную тенденцию прервала Французская революция. В 1793 г. Мария Антуанетта ещё поднималась на плаху, цокая каблуками, но вместе с гибелью королевы закончилась и целая страница в истории моды. Обувь на каблуках сменили лёгкие плоские туфельки… Ботинки и полуботинки

Разумеется, история каблуков на этом не закончилась. К середине XIX века в моду снова вернулся каблук-«рюмочка», а главной женской обувью становятся ботинки и полуботинки на пуговицах или шнуровке. Для холодной погоды их делают из кожи и оторачивают мехом, для тёплой используют парусину.

Как и прежде, в цене маленькая ножка, поэтому обувь должна была облегать ступню как можно плотнее. Чтобы утянуть ногу, ботинки туго шнуруют или застёгивают на множество пуговичек (иногда их количество достигает 25 штук). Как вы догадываетесь, процесс обувания был не из лёгких. Одними руками здесь было не справиться, и для застёгивания пуговиц требовался специальный крючок, а часто и помощь служанки.

Эйлин Элиас: «Петли для пуговиц были такими тугими и узкими, что они причиняли боль пальцам, а крючок для пуговиц не всегда оказывался под рукой. Даже если он у вас был, обязательно протаскивал в петлю не ту пуговицу. Я сидела и боролась с моими сапогами, глотая слезы».

Понятно, что позволить себе часами обуваться могли только состоятельные неторопливые дамы с кучей свободного времени. Как только женщины стали более активными и спортивными, неудобные боты на пуговицах отошли в прошлое. Туфли «Мэри Джейн»

В 1902 году Ричард Ауткот выпускает популярный комикс про похождения мальчишки Бастера Брауна и его сестры Мэри Джейн. На ногах героев комикса красовались туфельки с плоским широким каблучком и ремешком, который охватывал ступню на подъёме и застёгивался на пуговичку.

Подобная обувь, благодаря своей надёжной фиксации, была популярна среди детей ещё в XIX веке. Её можно увидеть на оригинальных иллюстрациях ко многим сказкам — будь то «Алиса в Стране Чудес» или «Винни-Пух».

Хотя главным героем комикса Ауткота был мальчишка, за туфельками закрепилось имя его сестры. Как выяснилось, не случайно.

Долгое время «Мэри Джейн» были исключительно детской обувью. Но в середине 1960-х годов, когда идеалом эпохи стала субтильная и инфантильная девушка, туфельки вошли во взрослую моду. Их, например, можно увидеть на ногах супермодели того времени по имени Твигги («Веточка»). А в 1990-х «Мэри Джейн» в сочетании с платьицем «бэби-долл» и гольфиками стала носить скандальная рок-звезда Кортни Лав.

Продолжение следует…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: