Эволюция обуви - 8. Как сапоги воинов стали женским фетишем?
Если раньше сапоги носили в основном мужчины, а потом — представители обоих полов, то сегодня они ассоциируются прежде всего с женской модой. О том, как произошла эта трансформация, я и расскажу в очередной статье цикла, посвящённого истории обуви.
В 1913 году супруга модельера Поля Пуаре — Дениз — вызвала сенсацию, появившись на публике в эффектных сапогах из морщинистой кожи на низком каблуке и с квадратным носом.
Такие сапоги назовут «русскими» (говорят, идея посетила Пуаре после посещения Москвы и Петербурга), начнут богато декорировать и даже оторачивать мехом. Их популярность была так велика, что вызывала раздражение. Находились те, кто убеждал, что «русские» сапоги травмоопасны и способствуют… росту простудных заболеваний. Правда, это не помешало таким сапогам оставаться модными вплоть до 1930-х.
Очередной расцвет женские сапоги переживут в 196070-е годы.
Надо сказать, что к этому времени женская обувь с высокими голенищами ассоциировались в основном со всякими фетиш-садо-мазо-клубами, где играла роль эротического аксессуара властной «госпожи». Поэтому когда в 1962 году модель Джин Шримптон появилась на людях в чёрных кожаных сапогах со шнуровкой — это смотрелось крайне вызывающе.
Однако довольно быстро такую «порочную» обувь, прозванную «kinky boots» (с голенищем до колена и 5-сантиметровым каблуком), начнут носить все молодые девушки. И пошло-поехало…
В 1964 году дизайнер Андре Курреж представляет на своём показе «Лунная девушка» новую модель сапожек. Она была менее вызывающей, но не менее эффектной. Сапожки были белого цвета, имели плоские подошвы и доходили до середины голени.
Их прозвали «сапогами гоу-гоу» — то ли от искажённого французского восклицания «огого», то ли потому, что они полюбились девушкам-танцовщицам, работающим «зажигалками» в сети дискотечных клубов «Wiskey A Go-Go». Отдельную рекламу женским сапогам сделала певица Нэнси Синатра, которая в 1966 году записала дерзкий эмансипированный хит «These boots are made for walking»:
Эти сапожки созданы для ходьбы.И они этим и займутся на днях.Однажды эти сапожки пройдутся по тебе…
А тут ещё Мэри Квант изобретает мини-юбку, с которой высокая обувь смотрелась особенно выигрышно. Классическая белизна «гоу-гоу» сменяется разноцветием. Кроме того, высота сапог снова начинает расти.
В 1967 году Пьер Карден представляет публике более радикальную модель — из чёрной лакированной кожи, которая плотно облегала ногу и поднималась выше колена. В то же время Ив Сен-Лоран вводит в женскую моду ботфорты, раструбы которых доходят аж до середины бедра. К концу десятилетия высота некоторых моделей сапог становится такой, что их приходится носить на подтяжках.
В 1970-е сапоги носят уже женщины всех возрастов. В 1977 году продажа сапог составила 70% от продажи всей женской обуви.
Например, в СССР особой популярностью пользовалась модель с гладкой блестящей ступнёй и «пожатыми» голенищами, которую метко прозовут «сапогами-чулками». Надеть и застегнуть такие сапоги было нелегко. Помните, сцену застёгивания сапог из к-ф «Ирония судьбы», в которой явно сквозил эротический подтекст?
Не меньшей популярностью с середины 1970-х годов пользовались т.н. «казаки».
На самом деле эта модель к нашим казакам никакого отношения не имеет. Свою родословную она ведёт от ковбойских сапог Дикого Запада. Недаром её внешний вид сохранил многие особенности обуви всадника. Скошенный каблук и заострённый носок помогали ковбою легко фиксировать ступню в стремени, а гладкая подошва — легко её из стремени извлекать. Ну, а толстая кожа с высокими голенищами защищала ноги от колючек и укусов гремучих змей.
Классические ковбойские сапоги не имели украшений и шились из воловьей кожи. Позже стали использовать более экзотичный, но не менее прочный материал — например, крокодилью и змеиную шкуру.
Ну, а «казаки», в которых никто скакать не собирался, и вовсе декорировались узорами, заклепками, цепочками и ремешками.
В 1980-е годы высоченные голенища вновь станут считаться безвкусными и уйдут в область секс-индустрии (взять хотя бы знаменитые ботфорты героини Джулии Робертс — проститутки из фильма «Красотка»).
Но пришли «нулевые», и высокие сапоги вновь застучали по тротуарам — теперь их стали носить даже поверх джинсов. К сожалению, далеко не все понимают, что ношение тех же ботфортов требует от женщин длинных и идеально ровных ног (которые высокие сапоги зрительно укорачивают и искривляют).
Что касается фетишистских сапог, то они достигли предела причудливости: у некоторых моделей каблук стал настолько высок, что передвигаться приходится буквально на кончиках пальцев, как балерине.
Продолжение следует…