Жан-Леон Жером, «Продавец ковров». Что завораживает в этой картине?

Жан-Леон Жером (18241904) — французский художник и скульптор, в 1856 году он четыре месяца провел в Египте. В 1861 году он повторил поездку в Египет и пробыл там около двух лет. В 1868 году состоялась еще одна его поездка в Египет.

Леон Жером написал несколько полотен, посвященных жизни египтян тех времен. В их числе — «Продавец ковров в Каире» 1869 года. Эта картина — скорее иллюстрация к городской жизни: краснобородый коврощик-иранец со своим товаром на рынке.

И есть еще одна картина с названием «Ковры», написанная несколько позднее — в 1887 году.

Главный герой этой картины — громадный ковер: его длина не меньше 8 метров при ширине больше 3-х. У ковра — группа людей, лицом к покупателям и к зрителю стоит продавец. Похоже, что он назвал цену и рассказывает что-то о своем ковре.

Слева кучей свалены другие ковры, на которые никто не смотрит. Или до них не дошла очередь, или к ним нет интереса, хотя они выглядят очень красочно. Что в них не устроило покупателей — размер, рисунок, то и другое? Сейчас они заняты другим ковром — свисающим с балкона.

Надо полагать, что художника изумил труд его собратьев по художественному ремеслу, и он дотошно воспроизвел рисунок ковра.

Он тщательно выписал все фигурки, все цветочки: видны угловатые переходы от фигурок и цветов к фону — неотъемлемая особенность ковроткачества. Титанический труд, который донес до нас прелесть ковра. Рисунок завораживает, его хочется рассматривать снова и снова!

Сколько лет потребовалось ткачам — неизвестно, сколько стоили такие ковры — неизвестно, сколько их сохранилось с тех пор — никто не знает.

Достоверно то, что в музее Виктории и Альберта (Лондон, Англия) есть музейный экспонат — ковер XVI века, у которого есть собственное имя: «Ковер Ардебиль».

Его размеры — 10.5×5.3 метра, у него плотность вязки от 47 до 50 узелков на квадратный сантиметр, всего около 26 миллионов! Основа ковра — шерстяная нить, спряденная с шелком.

Сделанный в Иране во времена правления шаха Тахмаспа I (15141576), этот ковер считается одним из лучших персидских (или иранских, что одно и то же) ковров. Он лежал на полу в мечети Ардебиль, сильно износился и был продан в 1890 году английскому торговцу коврами. Этот продавец восстановил утраченные места и продал его музею Альберта и Виктории.

Ценность ковра настолько велика, что в 2006 году он был помещен в стеклянный бокс в центре главной галереи исламского искусства музея. Более того, чтобы предохранить ковер от выцветания, освещение включается лишь на несколько часов по определенным дням.

Ковер на картине Жан-Леон Жерома — поменьше размером, его узор крупнее, чем на ковре Ардебиль. Но ковер на картине Жан-Леон Жерома прекрасен! Глаз зрителя поражает скрупулезная работа художника, который донес до нас свое восхищение искусством египетских ковровщиков…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: