Жан-Леон Жером, «Танагра». Почему у статуи такое имя?
«Давно не получал такого красивого, живого настроения, какое дали мне маленькие греческие фигурки, почти игрушки, но за эти игрушки, пожалуй, можно отдать добрую половину римской холодной скульптуры». Так выразил свое впечатление о танагорках русский художник Валентин Александрович Серов (18651911).
Коллекция этих «почти игрушек», собранная Петром Александровичем Сабуровым (18351911, посол России в Греции), выставлена в Эрмитаже (часть коллекции была выкуплена, часть Эрмитаж получил в дар).
Как появились эти фигурки? В 1874 году в городе Танагра (в греческой провинции Беотия) археологи начали раскапывать гробницы III—I вв.еков до нашей эры и обнаружили большое количество таких изделий. Фигурки делались из обожженной глины (отливались в формы, они полые), покрывались глазурью и раскрашивались.
Город Танагра был центром производства таких ритуальных куколок. В качестве жертвы богам статуэтки закапывали в землю, их не предполагалось извлекать оттуда. Этот обычай был распространен по всему Средиземноморью.
Статуэтки были необычайно разнообразны, они были как бы копией персонажей тех времен: пастух, мальчик с игрушкой, женщина-пекарь за работой, женщина с тестом, женщины на отдыхе и стоящие просто так.
Надо полагать, что во времена раскопок статуэтки можно было свободно (или относительно свободно) купить и вывезти из Греции, причем в заметном количестве.
Непередаваемая красота танагорок вызвала к жизни заметный интерес среди коллекционеров. Возникло производство подделок, художники тоже пробовали себя в этом жанре.
Известно, что французский художник XIX столетия Жан-Леон Жером выполнил несколько таких статуэток, но, видимо, не смог передать то очарование, которое присуще оригинальным куколкам — их можно и так назвать (один из французских критиков сказал про них: «Парижанки в античном мире»).
Следы увлечения танагорками — на полотне «Работа по мрамору, или Скульптор режет статую «Танагра».
Жан-Леон Жером изобразил себя во время работы на статуей. Работа еще не закончена, он отделывает мрамор (не очень понятно, зачем ему в это время нужна натурщица, камень можно отделывать и без нее). На заднем плане справа стоит фигурка женщины с обручем. Между прочим, слева на стене в рамке — вариант картины «Пигмалион и Галатея»: статуя наполовину мраморная, наполовину — живая.
Можно предположить, что Танагра на картине и в скульптуре — символ самого города Танагра. Статуя под именем «Танагра», действительно, существует, она находится в музее д’Орсе, в Париже. Молодая обнаженная женщина сидит, как-то напряженно выпрямившись, и держит в левой руке статуэтку — уменьшенную копию фигурки с картины.
Был ли знаком Жан-Леон с коллекцией Лувра? Вероятнее всего, что да. Сходство фигурок из музейных собраний с персонажами Жерома очевидно: он слегка изменил позу сидящей женщины и добавил обруч танцовщице.
На картине — скульптор заканчивает отделку статуи. Еще немного — и Танагра займет свое место в музее…