Как изобрели кассовый аппарат? Из истории развития современной торговли
История торговли есть постоянная история борьбы хозяина с воровством. В самом начале это было просто. Хозяин лавочки в каком-нибудь селе или городке сам стоял за прилавком, вдобавок он знал всех своих покупателей, их сильные и слабые стороны — кому можно дать товар в долг, а кого не стоит и в лавочку впускать. Магазинчики были не только торговыми точками, но и центрами обмена информацией.
С развитием капитализма резко усилилась урбанизация, а в больших городах в ходе конкурентной борьбы выживать было проще большим магазинам. Кроме хозяина и членов его семьи, к торговле пришлось подпустить и наемных приказчиков. В цепочку «товар-деньги» оказался включен чужой человек.
Когда работающий на хозяина продавец (или приказчик) отмерял покупателю товар (по весу или по длине), он подвергался большому соблазну — обмануть покупателя не в пользу хозяина, а в свою личную пользу. В итоге хозяину магазина приходилось бороться и с конкурентами, и с воровством подчиненных.
Наконец в ноябре 1879 года появилось решение проблемы. Джеймс Ритти из городка Дейтон в штате Огайо придумал «Неподкупного кассира».
Одно время Джеймс служил во флоте и во время рейсов с интересом наблюдал работу прибора, считавшего количество поворотов вала, выходившего на винт. Заложенный в этом приборе принцип механической организации суммирования ему очень понравился, и он решил применить этот принцип при создании механического кассира.
Результат работы своего ума и рук он запатентовал и очень выгодно продал. За $ 6500. Купивший патент Джейкоб Эккерт вскоре продал его с хорошей выгодой для себя Джону Паттерсону. А Джон Паттерсон на основании патента создал компанию NCR, начавшую массовое производство кассовых аппаратов.
Зачем Джон Паттерсон купил патент на кассовый аппарат? Одно время он был владельцем нескольких магазинов в Огайо. Торговля шла очень хорошо, оборот был примерно $ 50.000 в год (это были те доллары, а не нынешние, тогда были еще банкноты в 10 центов). При этом прибыль у него куда-то испарялась — он влезал в долги.
Постепенно разбираясь в хитросплетении тогдашней бухгалтерии, часть которой составляли отчеты продавцов о текущих продажах, он понял, как они его дурят. Часть продаж товара они не оформляли, часть продавали подешевле (очевидно, своим знакомым)…
Он купил два кассовых аппарата — еще производства компании Эккерта. Были они грубые, деревянные, без денежного ящика, но эффект от сокращения воровства работников магазина составил от $ 5000 в год на аппарат!
Джон понял, что это — именно то, что необходимо в каждом магазине среднего размера в каждом городе мира. Оценив поистине бездонный рынок для сбыта нового товара, он решил открыть кампанию по производству кассовых аппаратов. Причем изначально предполагалось, что все время будут разрабатываться новые модели, что у них будет красивый дизайн и что каждый покупатель, по его желанию, сможет получить именно такой кассовый аппарат, который ему нужен.
Кассовые аппараты на бумажных лентах сохраняли данные о проданных товарах, о полученной за них плате, в конце работы каждого оператора производилось суммирование результатов, позволяющее «снять кассу» — очень многие лазейки для воровства разом были закрыты.
При Джоне Паттерсоне фирма процветала. Дизайн аппаратов был шикарен. Любой клиент фирмы мог высказать самые неожиданные желания — любой его каприз (за его деньги) быстро и качественно выполнялся. Куча хороших адвокатов давила конкурентов фирмы, выискивая слабые места в кассовых аппаратах конкурентов и возможные совпадения с патентом фирмы NCR.
Конкуренты тоже не стеснялись, любыми способами пытаясь задавить фирму NCR. На нее натравливали юристов под предлогом нарушения антитрестовского законодательства, ее пытались купить. Но купить ее удалось только в 1991 году, причем купила ее AT&T, а уже в 1994 году фирма вернула свое название и независимость.
Фирма существует и сейчас. Хотя производит давно уже не кассовые аппараты, а специализированные компьютеры для создания и эксплуатации коммерческих БД. Свыше 100 лет существования!
Вот что значит — хорошо выбранное направление развития, внимание к нуждам потребителя и стремление предугадать перспективы бизнеса.