Как Владимир Ивасюк нашёл «Червону руту»?

«Самый моднявый в Харькове песня!» — заявляет герой Богдана Титомира из мюзикла «Старые песни о главном», перед тем как исполнить «Червону руту». И ведь правда, в 197080-е годы это была одна из самых популярных украинских песен, которая не забыта и по сей день.

Её автору — уроженцу Буковины Владимиру Ивасюку — удалось найти ту нить, которая смогла органично соединить фольклорный колорит с новыми эстрадными формами.

Помню, как еще совсем маленьким я отплясывал под мелодию «Червоной руты», льющейся с пластинки, которую отец добыл с немалым трудом. Думаю, многие тогда в Советском Союзе ломали голову над тем, что же это за рута такая.

В свое время этого не знал и сам автор песни. Началось всё с того, что юный Володя обнаружил у своего отца — Михаила Ивасюка — сборник коломиек XVIII—XIX вв., а в сборнике — такие строки:

«Ой ходила, говорила гільтайова мати, Назбирала троєзілля мене чарувати, Назбирала троєзілля червону рутоньку, Та й схотіла зчарувати мене, сиротоньку».

Бывает, что определенные строки и даже отдельные слова оказывают на читающего просто волшебное воздействие. Когда-то профессора Толкина очаровало слово «Эарендиль», и закончилось это всё «Властелином колец». Вот и Ивасюк оказался так очарован загадочной «червоной (в древнерусском варианте — „черленой“) рутой», что бросился путешествовать по горным селам, чтобы узнать истоки этого прекрасного образа.

И вот в селе Ростоки Путильского района Черновицкой области Владимир записал древнюю легенду, весьма схожую с легендой о цветке папоротника в Купальскую ночь.

Легенда: «Зеленый цвет руты, что густо покрывает горные полонины, обычно цветет желтым цветом. Но случается, хотя и очень редко, что цветет красным. Девушке, которой посчастливится найти и сорвать этот волшебный цветок, суждено самой расцвести, будто цветок, и своей красотой приворожить любого парня».

Считается, что под «червоной рутой» подразумевался карпатский рододендрон, приведённый на фото ниже.

Чары волшебного цветка подействовали и на композитора. Ивасюк начал сочинять свою главную песню…

Впоследствии, когда эта песня покорила весь Советский Союз, в Киев как-то наведался с визитом сам генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев (по поводу вручения Украине ордена за урожай зерновых). На сцене перед важным гостем выступал вокально-инструментальный ансамбль СМЕРІЧКА.

Л. Дутковский, руководитель ВИА СМЕРІЧКА:«После того, как мы пропели «Червону руту», Леонид Ильич взял корзинку с красными гвоздиками и начал раздавать их каждому из исполнителей. Сперва презент был сделан мне. Пожав мне руку, генсек сказал: — Это вы написали «Червону руту»? — Нет, — ответил я. Тогда Брежнев подошел с гвоздикой к Зинкевичу и тоже спросил его: — Вы написали «Червону руту»? — Нет, — ответил Василий.То же самое услышал генсек и от Назария Яремчука. Обескураженный таким единодушием партийный вождь помахал пальцем в нашу сторону и сказал: «Ну и шутники ж вы, хлопцы».

Леонид Ильич еще больше удивился бы, если бы узнал, что самый известный украинский хит 70-х был написан 19-летним юношей — студентом Черновицкого мединститута (!), то есть совсем молодым человеком, да еще и без музыкального образования.

Сначала В. Ивасюк хотел написать ее в жанре баллады, но тогда она выходила чересчур затянутой и размытой. Долго шла и работа над текстом. Сохранился один из черновиков с ранним вариантом текста:

«Ти не смійся хоч раз, Не кажи, що забула, А згадай про той час, Як ти мавкою була. Що ночами в лісах Ти чар-зілля шукала, Що з вітрами, як птах, Ти колись розмовляла. Бачу я тебе в снах У дібровах зелених. По яких же шляхах Ти вернулась до мене?»

Внизу была приписано «Мусі від Володі. ІІІ пара. Лекція». Утверждают, что это было посвящение однокурснице Владимира — Марии Соколовской.

М. Ивасюк, отец композитора:«…Володя работал над этой песней, как и над всеми другими, совершенно самостоятельно. Писалось ему тяжело, буквально каждая строка выстрадана. Возможно, один раз и я дал дружеский совет. Припоминаю, у Володи сперва было: „У дібровах зелених. По зелених стежках…“ Я обратил внимание, что дважды повторяется один и тот же цвет. Это, кажется, и всё мое участие».

Кстати, впоследствии, когда «Рута» станет популярной, ревнители чистоты литературного украинского языка будут переживать, что из-за строчек «Бо твоя врода — То є чистая вода» приживётся неверное ударение «вОда». Но тогда о всесоюзной популярности ещё никто не подозревал…

Работа над песней шла так долго, что точную дату окончательного варианта текста, музыки и аранжировки установить трудно. Во всяком случае, на суд широкой аудитории эта песня была вынесена осенью 1970 года, когда Черновицкое Т В готовило прямой эфир для республиканской музыкальной программы «Камертон хорошего настроения».

Имея на областном телевидении хороших знакомых, Ивасюк подготовил для эфира две песни — «Червону руту» и «Водограй» (кстати, именно песне «Водограй» Ивасюк с товарищами пророчили больший успех, чем «Руте»). Первыми исполнителями были сам автор и молодая учительница музыки Елена Кузнецова. Для записи музыки был приглашен ансамбль КАРПАТЫ.

Предварительная аудиозапись длилась долго. Было сделано 12 дублей, прежде чем результат удовлетворил всех.

Е. Кузнецова:«В вокальном плане „Червона рута“ сложная для исполнения. В особенности тяжело давалось „А-а-а-а“ — это переходные ноты сопрано, а у меня меццо-сопрано. Поэтому приходилось петь фальцетом, брать инструментальным звуком, чтобы не было вибрации и не появилось эхо. Я пела первую партию, а Володя — вторую. У него был тенор. То есть, нам приходилось менять регистры. Песня „Водограй“ значительно проще для исполнения в вокальном плане. Трудно сказать, почему „Червона рута“ стала более популярной, чем „Водограй“. Возможно, сыграло роль необычное название песни».

И вот 13 сентября с Театральной площади Черновцов полились звуки песен Ивасюка. Чары &lquo;Червоной руты» начали действовать на всю Украину. В самих Черновцах на улицах, прилегающих к площади, стал останавливаться транспорт.

Вдохновляющее начало было омрачено кознями местных властей. Режиссеру Владимиру Стриховичу сначала… вкатили выговор. Мол, на исполнение песен не было разрешения худсовета. Однако песни уже ушли в эфир и так быстро набирали популярность, что Стриховича вызвали еще раз, чтобы… наградить грамотой.

Однако всесоюзную известность песни В. Ивасюка обрели, когда за их исполнение взялся упомянутый выше ансамбль СМЕРІЧКА. Ивасюк сразу почувствовал, что их творческие цели совпадают. Он говорил:

«Своеобразный стиль исполнения и трактовка фольклора покорили меня, когда я впервые увидел ансамбль на сцене».

В передаче «Алло, мы ищем таланты!» СМЕРІЧКУ увидела вся страна. Теперь «Червону руту» исполняли Назарий Яремчук и Василий Зинкевич, а Ивасюк давал интервью.

В следующем году наступил настоящий звездный час СМЕРІЧКИ и Ивасюка — «Червона рута» стала песней года на всесоюзном фестивале «Песня-71». Ансамбль и автор отбыли в Москву на финальный концерт фестиваля.

Н. Яремчук: «Финал конкурса „Песня-71“ собрал немало звезд тогдашней эстрады: Магомаев, Хиль, Кобзон, Зыкина, начинающий Лещенко… Десятки известных имен. К участию в конкурсе допускались даже композиторы без консерваторских дипломов… Наш выход на сцену. Мы с Василием появились в белых стилизованных гуцульских костюмах. Ослепительно сияли прожекторы. Телевизионные камеры, приближение волнительной минуты ощутимо сковывали поведение. И еще большой симфонический оркестр. После заключительного голоса гобоя мы взяли первые ноты. После конкурса критика назвала наше выступление выдающимся. Владимиру Ивасюку был вручен диплом лауреата фестиваля и миниатюрный рояль с надписью „Песня-71“. Всем нам еще подарили метровые макеты Останкинской башни, на которых мы оставили свои автографы».

В том же году «Червона рута» прогремела еще раз — так назывался кинофильм (реж. М. Скочеляс и Р. Олексив), наверно, первый музыкальный кинофильм в Украине. В основу сюжета была положена история любви молодых людей из разных концов республики — донецкого шахтера и карпатской девушки. Шахтера играл Назарий Яремчук, а девушку — восходящая звезда София Ротару. Но, конечно же, главными героями фильма были песни Ивасюка.

Именно Ротару стала очередной любимицей Ивасюка после СМЕРІЧКИ. В 1972 году раскрученный брэнд «Червона рута» становится названием группы, где пела молодая София Михайловна — будущая народная артистка Украины, Молдовы и СССР.

«Червону руту» Ротару поет до сих пор, но лично мне все-таки больше нравится мужское исполнение — ведь песня-то написана от лица влюбленного мужчины и обращена к девушке.

Слава Ивасюка росла как «снежный ком». Судите сами: 1972 г. — песня «Водограй» (наконец-то!) становится лауреатом «Песни-72»;

1974 г. — С. Ротару вместе с песней «Водограй» становится лауреатом эстрадного фестиваля в Болгарии «Сопот» (тогда еще шутили, что «Одна София покорила другую Софию»);1974 г. — В. Ивасюка избирают делегатом XXII съезда комсомола от Львовской области;1975 г. — снят еще один музыкальный фильм «Песня всегда с нами», где звучат шесть песен Ивасюка;1977 г. — вышел виниловый диск-«гигант» «София Ротару поёт песни Владимира Ивасюка», за который певица получила премию ЦК ВЛКСМ.

Но все это внешняя и светлая сторона творческой жизни талантливого буковинского самородка. Мало кто тогда знал, что человек со столь громким именем был мишенью черной зависти многих его «коллег», преимущественно из Союза композиторов Украины. Хотя вряд ли они считали Ивасюка своим коллегой. «Выскочку», так быстро перескочившего несколько ступеней традиционной карьеры советского композитора, откровенно недолюбливали. Несмотря даже на то, что «аматор» всё-таки поступил на обучение во Львовскую консерваторию.

Все эти козни, вкупе с внезапно свалившейся славой и чрезвычайно напряженной работой, стали сказываться на психическом здоровье композитора. Он часто был подвержен депрессии и даже проходил лечение в психиатрической клинике.

А 24 апреля 1979 г. после телефонного звонка Ивасюк выходит из дома и… пропадает без вести. Его тело обнаружили лишь 18 мая — недалеко от Львова, в лесу. И хотя причиной смерти объявили суицид, многие улики говорили о возможности преднамеренного убийства.

Впрочем, трудно поверить, что это сделали лично советские композиторы или, уж тем более, советские спецслужбы (пишут и такое). Для Москвы Ивасюк был совершенно безвреден, многие в самых высших эшелонах советской власти любили его песни…

Тем не менее загадочную смерть композитора официально пытались по обыкновению замолчать, чтобы не было кривотолков, чем только усилили слухи и сплетни.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: