“47-й шаг” как важное условие развития инжиниринговых услуг в строительной отрасли Казахстана
Чуть более года назад, на расширенном заседании Правительства РК в Астане, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил ”100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ”, которые были позиционированы им как ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно планом нации по вхождению в тридцатку развитых государств.
По мнению международных экспертов «100 конкретных шагов» - это воплощение государственного курса на укрепление независимости, план последовательной инклюзивной модернизации, охватывающий все аспекты государственности - экономику, образование, науку, здравоохранение, культуру, общественные и политические отношения, государственное управление, национальную безопасность и другие.
Примечательно, что в настоящий стратегический документ были включены ряд глобальных шагов напрямую затрагивающие строительную отрасль. По мнению отраслевых экспертов, пристальное внимание в «100 конкретных шагах» к строительному сегменту обусловлено тем, что она (отрасль) является одним из локомотивов развития и укрепления экономики Республики Казахстан. Подтверждением этому могут стать данные Комитета по Статистике РК, согласно которым объемы строительных работ в стране, за последние 15 лет (2000-2014 гг.), выросли более чем в 17 раз, а средневзвешенный пророст в годовом исчислении составил более 17 %. При этом количество строительно-подрядных организаций за 2003-2014 годы выросло с 4289 до 7103 единиц, что так же положительно отражается на занятости и доходности населения. Рост строительного сектора Республики Казахстан наблюдался даже в 2008-2009 годах, в наиболее пиковые годы всемирного экономического кризиса, когда многие другие отрасли экономики нашей страны испытывали определенные трудности.
Согласно принятому документу «100 конкретных шагов», одним из значимых и перспективных изменений в строительном бизнесе Казахстана должен стать, в том числе и поэтапный отказ от государственной монополии на проведение экспертизы пред-проектной и проектно-сметной документации (шаг 47).
Таким образом, монополист в лице республиканского государственного предприятия «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» (РГП «Госэкспертиза») комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики РК утратит свои полномочия до 2017 года.
На первом этапе в течение этого года предусматривается передать на рассмотрение частной экспертизе 50 процентов проектов строительства, на втором этапе к 2017 году – до 90 процентов проектов строительства.
В соответствии с этим, по оценкам аналитиков инжиниринговой компании ТОО «KEREY Engineering Group», основная нагрузка по независимому техническому надзору и строительной экспертизе, включающей в себя комплекс мероприятий по оценке, исследованиям и выводам, касающихся всех составляющих новых или действующих объектов, начиная от проекта и заканчивая актуальными техническими характеристиками, ляжет на “плечи” узкоспециализированных инжиниринговых компаний.
Реалии казахского инжиниринга, такие как глубокая специализация и узконаправленная технологическая оснащённость инжиниринговых компаний, накладывает определенный отпечаток в уровне конкурентоспособности. На сегодняшний день в Казахстане, на поприще строительного инжиниринга, в области технического надзора и строительной экспертизы, функционируют более 200 компаний, которые, как правило, “заточены” под определенную отраслевую нишу, что в определенной степени снижает “тендерную живучесть” задекларированных инжиниринговых услуг. Достичь большей универсальности в конкурентной борьбе с иностранными инжиниринговыми компаниями, по мнению экспертов Союза инжиниринговых компаний РК, можно достичь посредством организации консорциумов для участия в тендерах по проектам, которые в технико-технологическом отношении являются довольно сложными.
Сегодня технический надзор и экспертиза строительства является необходимой составной частью всех работ по возведению объектов различной отраслевой принадлежности. Основной целью данных инжиниринговых услуг является оценка всех аспектов технических требований, технико-экономических обоснований и инженерных проектов на предмет их соответствия установленным регуляторами региональным стандартам и нормативам. При этом уделяется пристальное внимание анализу соответствующей интеграции возводимого объекта в окружающую среду. Наряду с этим, данная процедура предполагает анализ финансовой стороны конкретного проекта с учетом и перспективной оценкой осуществленных или планируемых инвестиций.
Несомненно, квалифицированный технический надзор, так же как и строительная экспертиза, должны предоставлять собой возможность оценить качество строительно-монтажных работ на любом этапе возведения объектов. При этом оценка инжиниринговых компаний должна осуществляться с использованием различных методов, включая полевые испытания, измерительные работы и исследование проб.
Профессиональная реализация всех вышеотмеченных условий накладывает жесткие требования к наличию и оперативной доступности специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками. По оценкам аналитиков Союза инжиниринговых компаний Республики Казахстан, именно отсутствие стройной системы подготовки инженерных кадров, государственной политики в сфере осуществления образовательных программ по инжинирингу и является на сегодняшний день определенным сдерживающим фактором в развитии инжиниринговых услуг в Казахстане.
Необходимо отметить, что успешное решение вопросов связанных с подготовкой квалифицированных кадров, обладающих современными теоритическими знаниями, практическим опытом высоко-технологичных работ, могли бы создать реальную почву для увеличения казахстанского содержания в проектных работах, которые на сегодняшний день осуществляются иностранными инжиниринговыми компаниями. А казахские компании привлекаются в качестве субподрядчика. Хотя с существенной долей оптимизма можно отметить, что такие крупные инжиниринговые компании Казахстана, как АО «НГСК КазСтройСервис», АО «Имсталькон», АО «Трест Средазэнергомонтаж», ТОО «Казгипронефтетранс», ТОО "AltynAlmas Engineering" и ТОО «KEREY Engineering Group» можно смело позиционировать как организации, которые в состоянии предоставить весь комплекс инжиниринговых услуг международного уровня практически во всех отраслях экономики и составляют уверенную конкуренцию иностранным инжиниринговым компаниям.
Тем не менее, это скорее исключение и одной из главных задач стоящих перед строительной отраслью Республики Казахстан остается обеспечение профессионального роста инженерных кадров, обмен опытом, освоение новых прикладных программ по проектированию, организационная поддержка по созданию консорциумов и другие направления, которые будут способствовать тому, чтобы казахстанские инжиниринговые компании стали по-настоящему конкурентоспособными, могли вести любой проект по IPC-контракту. А реализация поэтапного отказ от государственной монополии на проведение экспертизы пред-проектной и проектно-сметной документации, так называемого “шага 47”, явится надежным плацдармом и достаточно сильным импульсом в достижении мировых стандартов в предоставлении комплексных инжиниринговых услуг в Республики Казахстан.
Рахим АятовТОО «KEREY Engineering Group» Республика Казахстан, г. Шымент www.kerey.com